В чём причина повышения ключевой ставки?

Центральный банк повысил ключевую ставку до 19%. В чём причина и что будет дальше?

На этот вопрос ответили:

 

Начальник департамента по связям с общественностью Банка ПТБ Олег Зайцев:

- Ужесточение денежно-кредитной политики, которое отражается повышением ключевой ставки, в первую очередь связано с желанием регулятора в 2025 году вернуть инфляцию к таргету в 4%. При этом Банк России принимает во внимание, что инфляционное давление остается повышенным, работодатели испытывают кадровый голод, а потребительская активность достаточно высокая. Рынок банковских вкладов закономерно среагировал на повышение ключевой ставки - продолжается конкурентная борьба за ликвидность. На этом фоне можно ожидать снижение маржинальности традиционного бизнеса кредитных организаций. При таком удорожании фондирования банков доступ к кредитным ресурсам у розничных и корпоративных клиентов по ценовым условиям будет сужаться.

 

Преподаватель ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», доктор экономических наук, профессор, председатель Общественного совета при Финансовом управлении Людмила Родионова:

- Решение не совпало с мнением большинства экспертов, которые прогнозирование сохранение ставки на прежнем уровне. Главной причиной ЦБ назвал сохраняющееся инфляционное давление. Несмотря на данные с 27.09.24 г. по 2.09.2024 г., которые указывали на первую с февраля 2023 г. дефляцию, судить о заметном охлаждении инфляции рано.
Среди причин называют снижение норм сбережения и рост геополитических рисков. Но объем вкладов населения существенно растет. И не только население предпочитает «хранить деньги в банках». Накопилась критическая масса индикаторов, указывающих на начало охлаждения экономической активности.
Компании все чаще выбирают не инвестиции, а депозиты, доходность по которым превышает их рентабельность. Капитализация рынка акций упала ниже 50 трлн руб., нисходящий тренд продолжится. Розничные инвесторы предпочитают тоже вклады. А тут еще разгоняемый вражеский фейк, что вклады могут заморозить по аналогии с 1991 г.
ЦБ уверен, что гонка зарплат в России завершается. В 2025 г. их рост замедлится с 16 до 9 %. То есть, зарплаты «проиндексируются» на уровень инфляции. Якобы, у компаний заканчиваются ресурсы для при-влечения и удержания сотрудников. Отметим: совокупная прибыль собственников превышает ФОТ по экономике на 22,8 %, а проценты по депозитам юридических лиц – в рамках 16–18 %.
Требование ЦБ о том, что производительность труда должна расти одновременно с ростом заработной платы опровергается и теорией предельной полезности (на которую даже К. Маркс ничего не смог возразить), и данными мировой статистики, где рост заработной платы в 3 раза превышает рост производительности труда.
Что нам обещает Минэк РФ? В ряде обрабатывающих отраслей промышленности в 2025 году произойдет снижение темпов роста после бума 2023–2024 гг., в том числе, в производстве металлоизделий, электроники и «прочих» транспортных средств. В 2025 году темпы роста промышленного производства в России замедлятся в два раза – до 2 % после 4 % в 2024 году. Об этом говорится в новом макропрогнозе на период до 2027 года (базовый вариант), подготовленном Минэкономразвития РФ. Более сильное замедление ожидается в обрабатывающих производствах, на долю которых приходится более половины в общепромышленном ин-дексе: с 7 % прироста в 2024 году до 2,9 % в 2025-м году. Среди отдель-ных отраслей кратное снижение темпов роста может произойти в произ-водстве готовых металлических изделий, компьютеров и электронных из-делий, «прочих» транспортных средств и оборудования.
Банк России пока же не видит рисков дефолтов, высказав три тезиса:
– стоимость издержек на обслуживание долга балансирует около 5 %, тогда как инфляция потенциально оказывает влияние на 95 % прочих издержек;
– компании преимущественно финансируют инвестиционную деятельность из собственных ресурсов, а не через заемные: кредиты и облигации (простите, а как же с оборотным капиталом в капиталоемких отраслях с длительным производственным циклом?);
– компании должны более активно выходить на рынок «бесплатного» акционерного капитала, размещая акции (а где фондовый рынок?).
В новой санкционной реальности бизнес вынужден заимствовать в рублевой зоне практически по любым условиям.
Итак, к чему приводит рост ключевой ставки? К повышению порога стоимости безрискового капитала, меняя всю архитектуру внутренней нормы доходности (IRR) бизнес-проектов, автоматически создавая точку отсечения по уровню рентабельности. Если текущая ставка в диапазоне 19–20% (ключевая ставка + ожидания ужесточения + ожидания длительности поддержания жестких ДКУ), кредиты формируются по нижней границе 23 % и выше. В этих условиях модель средневзвешенной доходности фор-мирует требуемую доходность от 28 до 35 % из-за вшитой премии за риск плюс прибыль. Не стоит забывать про повышение налога на прибыль с 20 до 25 % в 2025 г.
Как в таких условиях бизнес может функционировать? Оказывается, во-первых, при изначально очень высокой рентабельности не ниже 25 %; во-вторых, при быстрых темпах роста выручки, что со временем обесценит первоначальный кредит (на 30% и выше).
Много ли бизнеса, подходящего под такие условия?
Высокая ключевая ставка может создавать множественные риски, потенциально выступая проинфляционным фактором: перекладывание финансовых издержек в конечную стоимость продукции и услуг; сокращение инвестиционной активности, что снижает предложение товаров и услуг, оказывая проинфляционное воздействие в долгосрочной перспективе; сокращение инвестиций в инновации (высокая стоимость капитала может привести к снижению инвестиций в исследования и разработки); снижение производительности труда (без инвестиций в новые технологии и оборудование производительность может стагнировать или снижаться, увеличивая себестоимость продукции).
Не бывает «бесплатных» с точки зрения генерации рисков и одно-временно эффективных инструментов денежно-кредитной политики (ДКП). При низкой стоимости финансовых ресурсов возникают риски инфляционной расширения и «пузырей» на рынках, а при высокой стоимости финансовых ресурсов риски смещаются к инвестиционного параличу, дефолтам и рецессии.
Баланс ДКП определяется через нормализацию рисков, когда удается устранить риски расширения инфляции и эскалации экономических и финансовых проблем, сопряженных с чрезмерно жесткими ДКУ.

 

Старший вице-президент ВТБ Дмитрий Брейтенбихер:

- Решение Центрального банка – сигнал финансовому рынку о том, что жесткий курс будет неизменным как минимум до конца года. На этом фоне ставки по депозитам продолжат расти. По прогнозам ВТБ, в ближайшее время увеличение доходности составит порядка 70-80% от сегодняшнего повышения ключевой ставки, то есть около 0,7-0,8 п.п. При этом в ноябре-декабре, когда банки традиционно усиливают конкуренцию за розничные пассивы, они могут снова скорректироваться и достигнуть пиковых в этом году значений.
С учетом сигналов ЦБ о сохранении высокой ключевой ставки долгое время банки продолжат смещать максимальную доходность с краткосрочных на среднесрочные продукты. Сегодня уже достаточно большая доля открываемых вкладов на рынке приходится на инструменты сроком от 6 месяцев до 1 года – около 65% (+24 п.п. с начала года). По нашей оценке, до конца года доля среднесрочных вкладов будет вытеснять долю «коротких» депозитов (от 3 до 6 месяцев).
Экстра-высокие ставки по депозитам, сохраняющиеся уже рекордные 9 месяцев, будут стимулировать дальнейший рост интереса россиян к накоплению средств. Прежде всего - в рублях. Это позволит показать рынку сбережений максимальный рост за всю истории России. Ранее мы ожидали, что к концу года рублевый портфель достигнет 51,9 трлн, во всех валютах – 55,8 трлн (+ 24% к 2023 г.). С учетом нового раунда повышения ключевой ставки, очевидно, что прирост рынка будет более значительным.

Подпишись на Уфа Про финансы!

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна