Прогноз по ключевой ставке.

В пятницу 25 октября будет очередное заседание совета директоров Банка России по ключевой ставке. Прогнозы экспертов.

 

Начальник департамента по связям с общественностью Банка ПТБ Олег Зайцев:

- Устойчивый экономический рост невозможен в условиях высокой инфляции. Регулятор считает сложившийся уровень инфляции не соответствующим ценовой стабильности, достигать которую его обязывает закон о Банке России. В принципе, текущий темп инфляции становится обременительным уже и для населения, и для предприятий. Ключевая ставка - это основной инструмент воздействия на инфляцию. Главной причиной инфляции является спрос, который превышает возможности предложения. Таргет по инфляции известен (4,0-4,5% в 2025 году) и часто менять его нельзя, так как постоянная корректировка может усиливать неопределенность экономических условий для участников финансового рынка. Решения Банка России по ключевой ставке ограничивают рост общего уровня цен. Его считает Росстат примерно по 570 товарам и услугам. Смягчения денежно-кредитной политики в этот раз ожидать не стоит, оно возможно только по мере устойчивого снижения текущего роста цен и соразмерного снижения инфляционных ожиданий. Поэтому, вероятнее всего, Совет директоров Банка России примет решение либо о сохранении величины ключевой ставки, либо о ее повышении на 1 процентный пункт.

 

Экономист, финансовый консультант, экс топ менеджер Социнвестбанка, коуч со степенью МBA Марина Бисярина:

- Снижения ставки я не жду, т.к рост цен продолжается, это видно по данным, которые собирает и публикует Росстат. Также продолжается рост зарплат-покупательская способность растет.

Рост ставки ЦБ охлаждает кредитный бум, обьем слабо, но снижается.
Также снижается индекс деловой активности (PMI снизился ниже 50%) т.к дорогие кредиты закладываются в рост цен.
То есть что то ЦБ РФ удается сделать. Но ифляция не останавливается.
Поэтому, жду рост ставки от 20%.
Хотя с другой стороны, Минфин, даже при более низкой ключевой ставке не смог выполнить свой план заимствований.

 

Доцент кафедры экономики и управления ГБОУ ВО БАГСУ при Главе РБ, кандидат экономических наук Ольга Сидорова:

- Текущие данные по инфляции, относительно высокие темпы кредитования и ожидание роста госрасходов, заложенных в проект бюджета РФ на 2025 г., будут способствовать дальнейшему повышению ключевой ставки.
Необходимо отметить, что значение ключевой ставки достигло 20% в конце февраля 2022 г., после начала СВО и заморозки золотовалютных резервов РФ. Но уже весной началось смягчение денежно-кредитной политики. Сегодня ситуация иная – повышение ключевой ставки осуществляется постепенно, и скорого снижения ставки ЦБ не обещает.
Для того, чтобы достигнуть инфляции в 7,3%, заложенной в прогнозе Минэкономразвития на 2024 г., рост цен в IV квартале не должен превышать 1,5%, что эквивалентно значению чуть менее 0,5% в месяц. Поэтому, вероятно, что ЦБ повысит ставку до 20-21%.

 

Преподаватель ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», доктор экономических наук, профессор, председатель Общественного совета при Финансовом управлении Людмила Родионова:

- Заседание совета директоров ЦБ состоится 25 октября. Текущая ставка – 19,00 %. Прогнозируемая – 20,00 %.

Центробанк многократно акцентирует внимание на высоком потребительском спросе, как одной из доминирующих проблем высокой инфляции, а, следовательно, основной удар денежно-кредитной политики (ДКП) направлен на «подавление» или торможение потребительской активности.

Для решения «проблемы» избыточного потребительского спроса Банк России ужесточает стандарты и нормативные требования потребительского кредитования, что с частичной отменой льготного ипотечного кредитования позволит значительно затормозить кредитную активность населения.

Высокие ставки по своей логики должны усилить сберегательную активность, что в своей основе приведет к торможению оборота денежной массы, замедляя спрос. В сентябре произошло снижение темпов накопления остатков по кредитам до 0,5 % м/м, и это значительный прогресс в контексте необходимости торможения кредитования физических лиц, так как в цикле ужесточения ДКП с сентября 2023г. по август 2024г. среднемесячные темпы составляли 1,5 %, а за 12 месяцев до этого (сентябрь 2022 г. – август 2023г.) темпы составляли 1,58 %, а в 2021 – 1,73 %.

Если с кредитованием физлиц проявляются первые сигналы замедления с высокой вероятностью развития тенденции торможения кредитования, с юридическими лицами дела обстоят иначе – здесь ускорение кредитования до 25,6 % годовых по трехмесячному импульсу, что соответствует пиковым темпам кредитования в конце 2023 г. Заметим, что кредитование физлиц влияет на спрос и в своей основе имеет проинфляционную природу, как напрямую, так и косвенно через давление на курс рубля в рамках расширения импорта. Кредитование юрлиц преимущественно влияет на предложение товаров и услуг и оказывает дезинфляционное воздействие в условиях, если расширение идет на потребительском рынке. Однако, если кредитование юрлиц абсорбируется в компаниях экспортерах, в госсекторе (госкомпаниях), в ВПК или идет на замещение внешнего долга, дезинфляционного эффекта нет или этот эффект сильно ограничен.

С начала года кредитование юрлиц выросло на 10,6 трлн в сравнении  с  8,1 трлн за 9 месяцев 2023 г., 4,1 трлн – за 9 месяцев 2022 г. и 3,8 трлн – за 9 месяцев 2021 г.

Вторая проблема для ЦБ – это бюджетный импульс в 4-ом квартале 2024 г., который может составить 1,5–2 трлн руб за 3 месяца сверх того, что было известно в августе. Спрос со стороны государства будет более высоким, чем ранее ожидалось, бюджетный импульс этого года даст дополнительный вклад во внутренний спрос. С учетом этого для снижения инфляции в условиях практически полного использования производственного потенциала экономики потребуется более умеренный рост спроса в частном секторе.

Однако регулятор игнорирует эти объективные данные, полностью соответствующие базовым законам экономики и денежного обращения.

В итоге из-за последнего повышения ключевой ставки  в 2024 г. необходимо найти дополнительно 500 млрд руб на национальные проекты и стимулирование материального производства. Ближайшее повышение еще на 1–2 пп увеличит этот разрыв до 800 млрд – 1 трлн руб. В этих условиях правительство, чтобы избежать потерь в предложении на потребительском рынке, изыскивает дополнительные источники финансирования, компенсируя рост цен и падение производства.

Третья проблема – утильсбор и тарифы естественных монополий, которые в совокупности могут внести до 1 п.п.  в годовой результат инфляции в 2025 г., что потребует дополнительной жесткости, усиливая дезинфляционный потенциал по другим направлениям.

При всей спорности этих мер (взамен можно было бы ввести прогрессивный налог на банковские доходы) они, вопреки утверждениям ЦБ, весьма слабо влияют на инфляцию: даже по заведомо предвзятым оценкам регулятора, вклад утильсбора и тарифов в рост узкого сегмента ИПЦ составляет не более 0,4 %, что не сопоставимо с эффектом от увеличения ключевой ставки только на 1% на весь денежный оборот с кумулятивным вкладом в 3–5 % в динамику реальной инфляции.

Теоретики регулятора по-прежнему путают причины и следствия. Инфляцию разгоняет высокая стоимость заемных ресурсов, которые необходимы подавляющему большинству субъектов экономической деятельности, чтобы обслуживать текущие платежи и инвестировать в долгосрочное развитие.

Сопоставление динамики изменений ключевой ставки и уровня инфляции, начиная с 2014 г., свидетельствует, что она росла вслед за ее повышением, и снижались после уменьшения, поскольку удорожание заемных средств, чье обслуживание составляет до 10 % в себестоимости продукции, прямо влияет на уровень розничных цен. Пока нет никаких явных признаков торможения инфляции, так как с октября начнет подключаться категория чувствительных к курсу валюты (рубль рухнул в сентябре и продолжает слабеть) товаров и услуг.

Если перевести на нормальный русский язык, это означает, что предприятия не нанимают или сокращают персонал, поскольку из-за высокой ключевой ставки их продукция становится неконкурентоспособной и не компенсирует затраты на производство, что исключает долгосрочное инвестирование в развитие.

Здесь в ЦБ не соврали: результат такой «жесткой ДКП» привел к замедлению темпов роста практически всех отраслей промышленности и падению в агропроме до степени выхода из отдельных нормативов продовольственной безопасности (рыболовство).

 

Подпишись на Уфа Про финансы!

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна